Armide

Издание:
редкое дореволюционное издание
Композитор:
Глюк Кристофер Виллибард
Формат:
pdf
Размер файла:
44.8 Мб
Загрузили:
6 раз



Во второй половине XVIII века в Париже началась война, вошедшая в историю искусства как война глюкистов и пиччинистов и превратившая французскую столицу в поле брани, не менее виртуозной, чем пассажи лучших теноров и баритонов. Причиной ее стала премьера реформаторской оперы Кристофа Глюка «Ифигения в Авлиде». На протяжении 5 лет сторонники реформы оперного жанра вели наступление на защитников старой французской и итальянской оперы, а те отстаивали свое право на привычную музыкальную «дрему» с упорством, в котором звучали гневные ноты разбуженного человека.

Примечательно, что маэстро прибыл в Париж совершать революцию в искусстве по приглашению Марии-Антуанетты. Другая революция - политическая будет стоить бывшей ученице кавалера Глюка головы. В отличие от своей ученицы немецкий композитор обладал феноменальным чутьем на новые идеи, что позволило ему в возрасте 50 лет создавать современные по смыслу и форме произведения.

Автор новой музыкальной драмы реформировал традиционные французские лирические трагедии и итальянские оперы-seria, те самые, что принесли ему европейскую славу и орден Золотой шпоры, врученный римским папой (с тех пор рыцарь классической музыки подписывался «Кавалер Глюк»).

Будущий кавалер Глюк родился в июле 1714 года в Баварии, в семье лесничего, поступившего на службу к графу Лобковицу в богемские угодья, когда Кристофу исполнилось 3 года. Так, с Богемии начались его долгие странствия, и менять страны и города он будет не раз, вбирая лучшее из европейских музыкальных школ и народных песенных традиций - но войдет в историю как представитель великой венской классической школы.

Свои главные 5 реформаторских шедевров Глюк напишет за четверть века, в то время как другие композиторы плодили оперы с кошачьей легкостью - старые добрые оперы-seria в декоративном стиле, где смысл заслонялся пышными костюмами и виртуозным пением.

Немецкий композитор тоже иногда брал официальные заказы, и все же материальная независимость позволяла ему посвящать основное время воплощению своих замыслов. Финансовую свободу мастер обрел, женившись на дочери богатого венского купца. Между Кристофом Глюком и Марианной Пергин была большая разница в возрасте - 18 лет, но еще больше было их чувство друг к другу, они не расставались ни дома, в Вене, ни на гастрольных поездках. В личной жизни автору театральных драм удалось обойтись без трагедий.

Победитель в 5-летней войне, кавалер Глюк не скрывал свой фирменный творческий рецепт: «Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства»

Скачать ноты для фортепиано, чтобы убедиться в достоинствах творчества немецкого мастера, можно на Нотомании


Grosse Oper in 5 Akten v. Chr. Gluck; Klavierauszug v. F. Brissler . -Leipzig: Peters . - 192с. . - Из фонда ЦГПБ им. В. В. Маяковского

Примечание: Текст на нем. и итал. яз.

Ключевые слова: Оперы австрийские